ЗиЛ-130 — автомобиль с 50-летней историей

ЗиЛ-130 — автомобиль с 50-летней историей

ЗиЛ-130 в 1962 году пришёл на смену ЗиЛ-164, который к тому времени морально устарел и требовал срочной замены. За 48 лет производства транспорт стал одним из самых распространённым на советском и постсоветском пространстве. В 90х годов производство машины перевели в Новоуральск на завод «Амур».

Транспорт изначально предназначался для использования в хозяйственной сфере, и только потом в военной. Поэтому автомобиль ЗиЛ-130 окрашивался в голубой и белые цвета. Ранее использовался только цвет хаки. Качество и надёжность авто позволяют использовать его в работе и в наши дни.

Приборная панель ЗиЛ-130

История создания

Проектирование нового грузовика начало с 1953 году. Тогда перед специалистами стояла задача заменить устаревшие ЗиС-150 / ЗиЛ-164. Главной проект был назначен А.М. Кригер, а ведущим конструктором стал А.Г. Феста. Изначально ЗиЛ-130 самосвал назывался ЗиС-125. Проектированием транспорта занимались в Днепропетровске, но со временем все чертежи и проектная информация были переданы в Москву.

Опытный образец появился в 1956 году. Он был улучшенной версией первоначального ЗиС-125, получил улучшенную версию и был лишён основных недостатков. За 3 года на заводе было проведено множество тестов и испытаний, по результатам которых было принято решение о немедленном запуске серийного производства автомобиля ЗиЛ-130.

Салон ЗиЛ-130

Производство планировали начать в 61-62 годах, но этому помешала внеплановая модернизация завода, начавшаяся в 1961 году. В 1962 году было выпущено около 10 экземпляров грузовика. Это было сделано для отработки всех производственных процессов. В 1963 году в Германии на выставке новая машина получила награду высшей пробы.

Модернизация завода закончилась в 1964 году. Через несколько месяцев после её окончания запустили производство нового авто. Первые произведённые партии по заказу отправились на государственные предприятия по всей России, а уже затем поступили в свободную продажу.

Тюнингованный салон ЗиЛ-130

Конструкций

ЗиЛ-130: технические характеристики были отличным для 60х годов, а кого-то устраивают и сегодня. Размеры машины давали возможность свободно передвигаться по городу. Длина грузовика составляла 6,67 метров. Ширина — 2,5 метра, высота — 2,4 метра. Объём кузова — 5,1 кубических метров, а площадь платформы — 8,72 квадратных метра.

Читать статью  Бензиновый двигатель: устройство, принцип действия, достоинства и недостатки

Дизайн

На базе этой машины было выпущено множество различных модификаций, которые использовались для выполнения задач разной сложности. Самые значимые реконструкции происходили в 1966 и 1977 годах. Тогда были внесены изменения технического и косметического характеров. Внешний вид у разных экземпляров был разным, так как транспорт мог использоваться в качестве пожарной машины, автокрана, фургона и т.д.

Радиус разворота составляет 7 метров, это позволяет свободно передвигаться по загруженным дорогам современных мегаполисов. Вес самосвала — 4000 килограмм, грузоподъёмность составляет 3 тонны. Мощность даёт возможность перевозить прицепы весом не более 8 тонн.

Тюнингованный ЗиЛ-130

В 60-х годах дизайн грузовика стал настоящим прорывом. Он постоянно привлекал внимание окружения. Как уже говорилось выше, в цветовом оформлении использовали голубой и белые цвета, отказавшись от армейской расцветки.

Капот был сделан по аллигаторному типу. Крылья были обтекаемыми, качественный обзор водителю обеспечивало панорамное лобовое стекло. В кабине можно было открывать окна и специальный люк для проветривания.

Военный ЗиЛ-130

Кузов

Устройство кузова позволяло перевозить грузы различного вида и пассажиров. Задний борт открывался для удобной загрузки. Внутри кузова были лавочки, на которых могло разместить до 16 человек. Они могли подниматься для увеличения места для загрузки. Вместе с машиной шла конструкция для установки тента и само полотно.

Кабина

Для хозяйственных целей выпускался транспорт со стандартной кабиной ЗиЛ-130. Производимые грузовики по армейским заказам окрашивались в цвет хаки, а в салоне были дополнительные канистры для топлива, лопата, топор и ещё несколько инструментов первой необходимости.

Для улучшения обзора в конструкцию было добавлено панорамное лобовое стекло. Такое нововведение одобрили не все, так как привыкли к ветровому стеклу. Его компенсировали открывающиеся окна и люк — через них поступало достаточное количество свежего воздуха. Визитной карточкой машины стала решётка радиатора.

Изготавливалась по цельнометаллической технологии. Рассчитана на двух пассажиров и водителя. Дизайн получился настолько удачным, что его в наши годы нельзя назвать полностью устаревшим. По сравнению с предыдущими поколениями советских грузовиков, уровень комфорта был значительно улучшен. Сидеть за рабочим местом стало удобнее, а ширина кабины была увеличена на 1,2 метра.

Читать статью  Что делать, если бензин попал в масло двигателя

ЗиЛ-130 с цистерной

Приборная панель была построена с задачей свободного доступа водителю ко всем приборам управления. Водитель имел отдельное кресло, для пассажиров был сдвоенный диван. Обивка была качественной, наполнитель мягким. Водитель мог регулировать своё сиденье в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также настраивать угол наклона спинки.

Этот автомобиль первым из советских получил ГУР. Введение этого механизма улучшило управляемость и безопасность передвижения. В случае дефекта одного колеса ЗиЛ-130 грузовик (при наличии определённых навыков) можно было легко удержать на дороге до полной остановки.

ЗиЛ-130 с прицепом

Силовая установка

Двигатель ЗиЛ-130 разрабатывался на базе ЗиЛ-111. Он также получил восемь цилиндров, которые расположили по V-образному типу, но был уменьшен объём под использование бензина АИ-76. Устройство дополнилось двухкамерным карбюратором и ограничителем предельных оборотов.

При создании первого образца конструкторы хотели установить экспериментальный мотор, который имел также восемь цилиндров в форме V и объём 5,2 литра. Такой агрегат развивал 135 лошадиных сил и 3200 оборотов в минуту. Первые тесты показали, что такой мотор не даст грузовику стабильной и качественной работы, поэтому от его использования отказались.

На заводе закрыли производства старых 6-цилиндровых моторов в пользу усовершенствованного 8-цинидрововаго. Некоторые улучшения конструкции позволили увеличить мощность до 150 лошадиных сил. Объём составлял 6 литров, максимальная скорость 90 км/ч и 3000 оборотов в минуту.

ЗиЛ-130 с тентом

Конструкция силового агрегата была дополнена экономайзером и механическим насосом для ускорения. Число оборотов контролировал пневмо-регулятор. Для смазки использовалась система комбинированного вида: масло разбрызгивается по запчастям посредством давления. Дополняла конструкцию система фильтрования, которая была представлена в виде тоненьких металлических пластинок.

Подпиткой двигателя занимался топливный насос, воздух очищался двухуровневым фильтром. ЗиЛ-130 расход топлива составлял 30-40 литров на 100 км. В советские годы такой расход не тревожил владельцев ввиду низкой стоимости бензина. Полного бака хватало на 400-450 километров.

ЗиЛ-130 с высоким кузовом

Коробка передач и трансмиссия

Ось самосвала заднеприводная. Сцепление ЗиЛ-130 сухое, имеет один диск. КПП ЗиЛ-130 механическая, имеет пять скоростей, дополненных двумя синхронизаторами. Такое устройство было инновационным для советского машиностроения, в течение последующих лет подвергался некоторым доработкам.

Карданный вал используется для передачи крутящего момента от КПП на задний мост ЗиЛ-130. Машина имела два вала, между которым была опора. Она крепилась к раме ЗиЛ-130. Модели с укороченной базой имели только один вал и были лишены опоры. Коробка передач ЗиЛ-130 в 67-м году поменяла конструкцию. Ведомый вал получил подшипник, изменилось строение шейки вала, подшипник игольчатого типа был заменён на сепаратор.

Читать статью  Системы питания двигателя

Впервые ручка переключения передач была обработана резиновым уплотнителем. Он использовался в качестве изоляции, которая спала машину во время преодоления водных преград и обильных осадков. Также для изоляции использовалась специальная паста, которой закрыли крышку коробки ЗиЛ-130 и обработали поверхность масляного картера.

ЗиЛ-130 в хорошем состоянии

Тормозная система

Все колёса авто имеют тормоза барабанного вида. Они активируются за счёт воздействия пневматического механизма. Запасы воздуха хранятся в резервуаре с давлением, которое выдаёт компрессор ЗиЛ-130, который сделан по механическому типу. Компрессор ЗиЛ-130 имеет два цилиндра, что позволяет работать ему со скоростью 2000 оборотов в минуту. Для охлаждения используется жидкостная система. В основе стояночного тормоза лежит барабан, который блокирует карданный вал при активации.

Преимущества и недостатки

Опытные водители и специалисты выделяют следующие плюсы у данного автомобиля:

  • Низкий ценник;
  • Отсутствие высоких требований к используемому топливу;
  • Компактные размеры, позволяющие работать в условиях современных городов;
  • Дешёвое обслуживание и ремонт;
  • Хорошая проходимость;
  • Наличие ГУРа в конструкции.

К минусам можно отнести:

  • Низкая максимальная скорость и плохой разгон;
  • Быстро ломается, приходится часто ремонтировать;
  • Высокий расход бензина;
  • Плохая шумоизоляция и теплоизоляция салона.

ЗиЛ-130

Какой можно сделать вывод?

В 1986 году на производство был поставлен ЗиЛ-4331. Он опережал популярный транспорт по многим показателям. В начале 90х годов ухудшение экономической ситуации вынудило владельцев отказаться от использований «130-го» из-за больших расходов на топливо и ремонт.

Если в наше время человек покупает такую машину для постоянной эксплуатации, ему приходится проделать некоторые перестроения. В частности, ЗиЛ-130 дизель использование позволяет сэкономить средства на расходах на бензин.

Чаще всего, самосвал покупают для реализации творческих задумок. Тюнинг грузовика распространён на постсоветском пространстве. Купить авто можно за 30-50 тысяч рублей, но тогда придётся потратиться на ремонт. Цена экземпляров в хорошем состоянии может доходить до 400 тысяч рублей.

Источник https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-130/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *