Замена масла АКПП: как часто и нужна ли вообще

Замена масла АКПП: как часто и нужна ли вообще

О необходимости замены трансмиссионной жидкости трубит каждое СТО. Но автовладельцы задаются вопросом: когда менять масло в АКПП, надо ли вообще выполнять замену или можно ездить без этого? Ведь многие производители современных автоматических коробок передач утверждают, что масло служит весь срок эксплуатации узла. Мастера СТО настаивают на замене не реже 1 раза в 20-30 тысяч километров пробега. Так как понять, где правда? Рассмотрим подробно этот вопрос в нашей статье.

Замена масла в АКПП и его функции

Трансмиссионная жидкость выполняет множество функций. Более того, без нее не смогла бы работать автоматическая коробка передач. Масло циркулирует по системе АКПП и от него зависит:

  • состояние узлов, которые во время работы коробки трутся друг о друга, постепенно изнашиваясь. ATF смазывает их, замедляя процесс износа;
  • рабочая температура. Масло снижает ее, контролирует критичность, отводит от нагревающихся деталей;
  • рабочее давление;
  • функционирование гидравлики;
  • работа гидротрансформатора, направляя крутящий момент от коленвала движка к планетарному ряду коробки.

Рабочая жидкость имеет уникальные свойства и состав. Логично, что со временем эксплуатации свойства постепенно ухудшаются. Масло теряет вязкость, важные и полезные компоненты. Это напрямую негативно сказывается на состоянии АКПП.

Причины снижения качества трансмиссионной жидкости

Любой смазочный материал под воздействием факторов со временем снижает свои качества. Масло поддается критической нагрузке, температуре, давлению. Результат — потеря своих свойств. Также причинами становится:

  • Экстремальное вождение с частыми переключениями передач, частая езда на высоких скоростях, резкий старт и стоп, быстрый разгон.
  • Загрязнение пылью и мусором через систему охлаждения.
  • Загрязнение металлической стружкой. Трущиеся металлические детали со временем вырабатывают стружку. Установленный фильтр призван задерживать ее. Но со временем, если фильтр своевременно не менять, он забивается и пропускает стружку. Стружка попадает в масло и критически загрязняет его. К слову, из-за постоянной циркуляции масла стружка оседает на все узлы АКПП, что приводит к их выходу из строя.

Со временем масло само по себе вырабатывается, даже если соблюдать все правила эксплуатации и обслуживания коробки-автомат. В результате его полезные свойства снижаются, масло теряет вязкость, меняет консистенцию. Это негативно воздействует на работоспособность АКПП и состояние каждой комплектующей. Поэтому важно контролировать состояние масла, его соответствие норме, а также менять его.

Какой период замены масла в АКПП

Частота замены регламентируется производителем автоматической коробки передач. Но указанный период — условный. Большое значение имеет не только качество используемого АТФ, но и способ эксплуатации автомобиля, марка авто и его возраст.

Читать статью  История КИА и другие подробности об этой марке

Для старых автомобилей или авто с большим пробегом частота замены составляет не более 20 000 километров пробега. Для современных авто — каждые 50-60 тысяч километров. Вариатор требует замены через каждые 50 тысяч км. Роботизированные коробки — 60-80 тысяч. Powershift и DSG — 50-60 тысяч километров пробега.

Важно учитывать способ езды. Если автомобиль ежедневно ездит по ухабам и бездорожью, простаивает в пробках, буксирует прицеп, испытывает нагрузку при перевозке тяжелого груза, то частота замены должна сокращаться, как минимум, на 35%. Имеет значение и температурный режим. Жара негативно сказывается на масло. Ровно, как и холод. К слову, езда на холодном масле равносильна смерти коробки. Очень важно достаточно прогревать коробку и разгонять масло. Ведь на холоде оно густеет, что сказывается на качестве смазки деталей коробки.

Признаки требуемой замены масла. Как понять, что настало время заменить жидкость

Снижение качества трансмиссионной жидкости сказывается на жизнедеятельности автоматической коробки передач. Если смазка потеряла свои свойства, детали коробки постепенно выходят из строя. Далее — проявление симптомов неисправности. Чаще всего, это образование вибрации, толчки во время старта/стопа, переключения передачи, залипание передачи или ее полное отсутствие. Если состояние коробки критичное или наблюдается сильное отклонение от заданных параметров, об этом скажет бортовой компьютер. Он проанализирует состояние и выдаст check в виде кода ошибки. Образование неисправности коробки говорит о низком качестве масла. Но одной заменой уже не обойтись. Вероятнее всего, требуется ремонт узлов АКПП. В любом случае, необходимо обратиться в СТО для анализа состояния коробки и дальнейшего ремонта. В том числе и замены АТФ.

Замена трансмиссионного масла в зависимости от марки автомобиля

Если мы говорим об автомобилях плюс-минус одной ценовой категории, то их объединяет одна частота замены масла. Но каждый автопроизводитель вносит свои коррективы, из-за чего частота может измениться. Например, старые автомобили марки Тойота (выпуском до 1999 г) требуют “стандартной” частоты замены: 50-60 тысяч километров пробега. Но новые модели, выпускаемые сегодня с современной коробкой передач, получают абсолютно новый вид ATF. Оно способно выдерживать критические нагрузки. Поэтому периодичность замены увеличивается и составляет 90-100 тысяч километров пробега. Однако в любом случае рекомендуется периодически проверять состояние масла. Особенно, если автовладелец понимает, что способ эксплуатации авто отличается от рекомендованного производителем.

Как поменять масло в АКПП

Практикуется два вида замены масла: полная замена масла в АКПП и частичная. Что лучше: полная или частичная замена масла в АКПП? Вопрос актуальный среди автовладельцев по понятной причине.

Частичная замена предполагает частичный слив грязного, отработанного масла и залив свежего до определенной отметки. Полная замена — полный слив, промывка коробки и использование нового масла.

Логично, что полная замена гораздо эффективнее с точки зрения эксплуатации авто. Но и гораздо дороже. Более того, далеко не все СТО выполняют полную замену отработанной трансмиссионной жидкости. Потому что для того, чтобы ее изъять из системы, требуется специальное оборудование. А оно дорогостоящее. Поэтому различные гаражные мастерские обходятся лишь стандартным сливом масла, понимая, что часть его остается в системе.

Для мастерских и автовладельцев финансово выгоднее частичная замена. Часть масла сливается, часть остается. Добавляется свежее масло, которое в системе смешивается с грязной жидкостью. В результате, как только автомобиль покидает территорию мастерской, жидкость уже не в идеальной кондиции. Следовательно, повторная замена потребуется относительно скоро.

Читать статью  Какая АКПП самая надежная и лучшая, рейтинг автоматических коробок

Безусловно, полная замена масла — правильный выбор. Но не всегда успешный. Некоторые автомобили, исходя из своего конструктива, не позволяют выполнить полное удаление отработанной жидкости. Например, производители Honda устанавливают несъемный поддон. Чтобы заменить масло, необходимо отколоть поддон, залить масло, а после установить новый поддон. А он стоит денег. Поэтому, чаще всего, обходятся частичной заменой.

Масло в АКПП менять не надо. Правда?

Еще до середины 2010 годов все автопроизводители склонялись к определенной периодичности замены масла. Но после технология производства автоматической коробки передач получила развитие. Коробки стали более адаптивными к нагрузкам, начало производиться масло с обновленным составом. В тот момент концерны BMW, AUDI и Mercedes приняли решение об отсутствии необходимости замены масла. Это был настоящий прорыв, когда на пятиступенчатой коробке модификации 722.6 появилась надпись “на весь период эксплуатации”. Чуть позже такая надпись появилась на всех коробках типа ZF. Прошло немного времени, как данная надпись стала штамповаться, практически, на всех выпускаемых АКПП. Это можно заметить, сравнив более старые модели с теми, которые выпускались с 2010 года.

Но все те же передовики, выпуская АКПП все же придерживаются периодичности замены масла. Просто она разная. Например, все та же 722.6, которая ранее выпускалась с надписью об отсутствии необходимости замены масла, поменяла периодичность. Она составляет 50 000 км пробега или 1 раз в 3 года. Новейшие модели АКПП увеличили периодичность и могут требовать замену масла каждые 120-130 тысяч км.

Европейские производители продолжают утверждать о залитом масле на весь промежуток времени эксплуатации. Но не все автовладельцы знают, что производитель подразумевает эксплуатацию в течение 5 лет. После этого автомобиль должен меняться. В наших реалиях это происходит достаточно редко, он используется и 10, и 15 лет. Следовательно, менять масло рекомендуется каждые 5 лет. Но и здесь важен способ эксплуатации. Если на автомобиль воздействует стабильно высокая нагрузка, периодичность может сократиться.

Замена масла в АКПП самостоятельно. Так можно?

Если вы обладаете опытом, в наличии инструменты, а технически автомобиль позволяет проводить самостоятельную замену, то вполне возможно справиться самому. Но не забывайте, что есть ряд рисков:

  • недостаточно просто слить и залить масло. Нужно параллельно заменить фильтр и прокладку. Для этого нужен инструмент. Без него сделать работу правильно не получится;
  • замена масла должна сопровождаться диагностикой АКПП, чтобы понимать было ли воздействие негативных факторов на коробку. Самостоятельно провести диагностику невозможно, так как нужен сканер, а он дорогой;
  • слить все масло самостоятельно невозможно, нужен специальный агрегат;
  • при использовании неподходящего масла из-за неопытности или незнания чревато очень серьезными негативными последствиями для АКПП.

Эффективнее и выгоднее станет обращение к специалистам. Диагностика и замена масла обойдутся не дороже 1000 грн. Это гораздо дешевле, чем после самостоятельной замены расхлебывать поломки.

Как правильно менять масло в АКПП

Все же решились на самостоятельную замену масла? Тогда начните с осмотра качества жидкости. Для этого используйте щуп. В большинстве марках автомобилей он идет в комплекте. Возьмите чистую белую ткань или салфетку. Щуп поместите в отсек на несколько секунд, достаньте его и положите на салфетку, дав каплям масла слиться на ткань. Какого цвета масло? Если черное и наблюдается стружка — срочно менять.

Читать статью  Низкий уровень масла в АКПП (автомате): симптомы, признаки и последствия

Понюхайте трансмиссионную жидкость. Если слышите запах горелого, срочно в СТО. Горелый запах свидетельствует о давней потере смазывающих свойств масла и трении деталей между собой. Срочно нужна диагностика АКПП для анализа состояния всех деталей и агрегата в целом. Если отнестись к этому халатно, проблем не избежать. А любая проблема с коробкой-автомат предполагает большие финансовые затраты.

Какое масло использовать для АКПП?

Если есть возможность использовать оригинальное масло — это идеальный вариант. Чтобы выбрать его, сравните информацию, указанную на емкости с номером запчасти. Если не можете найти бренд, указанный производителем, можно использовать другой. Главное, чтобы масло полностью соответствовало указанным параметрам.

Но, как показывает практика, не всегда удается найти оригинал. Приходится использовать аналоги. И здесь есть нюанс.

Во-первых, перед покупкой масла нужно проконсультироваться со специалистом. Масло должно полностью соответствовать модификации коробки. К слову, нередко приобретенное АТФ оказывается лучше, чем было залито на заводе-производителе. Ведь у производителя цель — получить прибыль. Один из вариантов — использовать жидкость низкого качества для более частого обслуживания АКПП. Во-вторых, не стоит гнаться за ценой. Чем дешевле продукт, тем ниже его качество. На трансмиссионной жидкости не стоит экономить. Сэкономите раз — позже это выльется в необходимость дорогостоящего ремонта.

Нельзя использовать два разных масла при частичной замене. Смешивание двух видов, различных свойствами, приведет к поломкам. Вполне возможен критический износ АКПП и требование в ее полной замене.

Нужно ли менять фильтр во время замены масла

Нет жестких требований по замене фильтра. Это выполняется только при необходимости. Как правило, во время обслуживания бумажные фильтры меняются всегда. Это недорогой, но важный расходник.

Если же фильтр металлический, его просто промывают и продувают, далее — устанавливают обратно.

Важно понимать, что если фильтр забит, то очень важно его заменить. Также рекомендуется менять прокладку поддона картера для поддержки герметичности мест соединения после разборки и сборки поддона.

Подведем итог. Меняем масло в коробке-автомат или нет?

Мы, как профессиональное СТО по ремонту АКПП, рекомендуем менять масло с определенной периодичностью в зависимости от возраста и марки авто, вида коробки передач и манеры эксплуатации. При этом необходимо постоянно контролировать состояние масла, его цвет, запах и консистенцию. Учтите, что:

  • Свежее масло прозрачное, розового или красного цвета. В зависимости от пробега масло меняет свой цвет. Главное требование — его прозрачность.
  • Непрозрачное масло или мутное, сквозь которое не видно белую ткань, нужно менять. Если состояние масла некритично, можно обойтись частичной заменой.
  • Если в масле видна стружка или оно пахнет гарью, необходимо не только заменить ATF, но и провести диагностику автоматической коробки передач. Это станет профилактикой и поможет своевременно устранить существующие поломки.

Производитель указывает периодичность замены при оптимальных условиях эксплуатации. В наших реалиях с нашим качеством дорог добиться идеальных условий невозможно. Поэтому всегда ориентируйтесь на нагрузку, испытываемую АКПП.

Помните, что процедура по замене масла и фильтра занимает несколько часов и несколько сотен гривен. А ремонт АКПП, который понадобится из-за несвоевременной замены АТФ, потребует тысячи гривен. Поэтому выгоднее и рациональнее менять масло во избежание поломок и сохранении состояния коробки автомат.

Источник https://akpp-expert.com.ua/zamena-masla-v-akpp/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *